Латынина Юлия Леонидовна
(неофициальный сайт писателя)
Вейская империя

152

бога.

    Невозможно сказать, как именно выразился  Даттам  о  Едином  боге,  и  на отстуствие  какой  части  тела  он  указал.  А  только  известно, что слово, произнесенное Даттамом, Арфарра не велел включать в составляемый им  словарь аломского языка, по причинам приличия.

    --  Чего  ты  брешешь,  собака,  --  заорал  проповедник, и как ты смеешь называть Единого!

    -- Это не я его называю так, а ты, -- покачал головой Даттам, -- ведь  ты говоришь, что он бесплотен?

    -- Да.

    --  Ну,  а  раз  он бесплотен, то и безнос, и безглаз, и х... у него тоже нет. Экий калека!

    Все рыцари вокруг прыснули. Идея бога бесплотного многим из них  была  по душе.  Но  что  у  бесплотного бога нет, простите, той штуки, которой делают детей, и что он  хуже  самого  последнего  мальчика-евнуха,  они  как-то  не думали,  и  когда  Даттам  сказал  им  такую  разумную  вещь,  их  любовь  к бесплотному богу как-то сникла, как эта самая штука после соития.

    А Даттам, улыбаясь, продолжал:

    -- Ты мне объясни, однако, как же можно различить добро и зло,  если  бог один?  -- И оглядел всех столпившихся вокруг: а уже много народу прискакало, прослышав  о  том,  что  Даттам  сцепился  с  Белым  Ключником,  и  не    все прискакавшие были на стороне Даттама.

    -- Говорят, -- продолжал Даттам, -- боги часто ссорятся. А люди принимают сторону  то одного, то другого бога, и это, в сущности, и есть свобода воли. В каждой песне поется о выборе: и герой -- это тот, кто сам выбирает бога  и судьбу.  Ну,  а если бог един -- то и свободы воли нет, и добра и зла нет, и все позволено. И в любом своем зле я, лишенный выбора,  справедлив,  а  бог, карающий  меня,  несправедлив,  потому что зло я не мог совершить помимо его воли. И вот вы хотите сделать мир, где  нет  героев,  а  есть  только  божьи крепостные!  Права  выбирать  у  них нету, есть только обязанность грешить и страдать.

    Тут многие рыцари заволновались, потому  что  Белый  Ключник  никогда  не говорил им о божьих крепостных, а только о божьих воинах.

    Проповедник сказал тревожно:

    --  Ты говоришь о противоречиях между свободой и необходимостью. Но разум бога не знает противоречий, они возникают лишь в разуме человека.

    Даттам прищурился:

    -- Если в боге не  различать  свободы  и  необходимости,  как  же  в  нем различать единство и множественность?

    Тут проповедник закусил губу и ответил:

    -- Я многое бы мог тебе возразить, но зачем? Ибо вижу я, что в этом споре меня интересует истина, а тебя интересует, как меня повесить.

    --  Да,  --  сказал Даттам, -- я тебя повешу! Я тебя повешу за убийства и грабежи, вызванные твоей проповедью.  А  за  что  бы  ты  меня  повесил?  За жадность,  за  гордыню?  Да  остался  ли  рассудок  у тех сеньоров, кто тебя слушает? Король Ятун лазил с колодками в людские души, рушил  стены  замков, грабил  сокровища  и наполнял ими храмы, и в стране было преступлением -- не думать,  как  король!  А  теперь  у  вас  повыдирали  зубы,    вы    и    стали проповедовать:  тюря-де  здоровей  жаркого!  -- Даже император, -- продолжал Даттам,  --  преследует  проступки  против  императора,  предоставляя  богам преследовать  проступки  против  богов. Предки аломов не хотели стать рабами императора. А потомки, я гляжу, хотят стать рабами у бога-побирушки!

    Этим Даттам устыдил многих, и все же много тут было тех рыцарей,  которые обрадовались,  когда Белый Ключник опять вернулся в здешние горы, потому что часто бывает, что человек совершит грех: обманом зарежет  родственника,  или по  нечаянности  съест  запретную для него в этот день дичь, и всем хотелось иметь под рукой Белого Ключника для того, чтобы он истолковал грехи.

    -- Так-то это так, -- сказал один из сеньоров

 

Фотогалерея

Latynina Julija Leonidovna 32
Latynina Julija Leonidovna 31
Latynina Julija Leonidovna 30
Latynina Julija Leonidovna 29
Latynina Julija Leonidovna 28

Статьи




Читать также


Повести
Сазан
Ахтарский металлургический комбинат
Кавказский цикл
Поиск по книгам:


Голосование
Как Вы относитесь к литературному творчеству и общественной деятельности Латыниной?

ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту