Латынина Юлия Леонидовна
(неофициальный сайт писателя)
Вейская империя

143

сказали, что земля и все, что на земле отсюда до границ, принадлежит Оско Стрепету. Никто, однако,  не подумал  ему  объяснить:  все,  что  на  земле, -- это одно, -- все, что под землей -- совсем другое. А все, что  под  землей,  по-прежнему  принадлежало богу Варайорту, шельмецу и обманщику.

    Граф  был, по общему мнению, человек алчный. жадный до денег и трусливый, потому что ему было нелегко убить  человека.  Крестьян  своих  он  согнал  с полей,  обнес поля изгородями, а шерсть продавал храму. Кроме того, торговал с храмом серебром и железом. Даттам послал эконома Шавию вперед с известием, что к вечеру караван будет в замке, с Шавией поехали двое бывших дружинников Марбода: Торхерг Бычья Кость и его брат.

    А Даттам и Бредшо ехали рядом, впереди каравана.

    На Бредшо был парчовый кафтан с  плетеной  тесьмой,  стянутый  серебряным шнуром,  красные штаны и поверх кафтана -- легкая кольчуга, подарок Даттама. За спиной, -- меч с серебряной перекладиной, сафьяновые  сапожки.  Конь  под Бредшо  был  серый,  с  белой  полосой  по  хребту, и заморский торговец уже выучился ловко на нем ездить. "Впрочем, какой торговец, --  подумал  Даттам, оглядывая  спутника,  --  это  если  нельзя  --  торговец,  а  если можно -- разбойник.  У  простых  народов  эти  две  вещи  неотличимы,  это  только  в королевстве  вроде  здешнего  рыцарям  запрещено торговать, а позволено лишь грабить".

    -- Расскажите мне о вашей империи, -- попросил Бредшо, -- сколько лет  ее порядкам?

    Даттам наклонился, потрепал по холме коня.

    --  Законы империи, господин Бредшо, вечны и неизменны, как она сама. Две тысячи лет назад император Иршахчан отменил в стране "твое" и "мое", и с тех пор из нее исчезли зависть, злоба, корысть, и  прочая  и  прочая,  --  глаза Даттама  сузились.  --  Две  тысячи  лет  назад!  Запомните!  Н  не путайте, пожалуйста, его с сыном основателя нынешней династии, тоже принявшим тронное имя Иршахчана и также отменившим "твое" и "мое".

    Бредшо подумал.

    -- Ага, -- спросил он, -- стало быть, император  Иршахчан  Второй  только восстанавливал законы, а не учреждал новые?

    Даттам кивнул.

    -- И с тех пор за два столетия законы не менялись?

    -- Ни одной священной буквой. Правда, иногда приходится уточнять значения некоторых слов в законе.

    -- Каких же?

    --  Например,  в  законах  Иршахчана сказано, что воины Великого Света не положат оружия, пока не дойдут до  пределов  ойкумены.  Но  государь  Меенун пояснил,    что    "ойкумена"    значит    не  "весь  обитаемый  мир",  а  "весь цивилизованный мир". А так как цивилизованный мир, как известно, совпадает с границами империи, то получилось, что войско уже дошло до пределов  ойкумены и что по этому случаю можно отменить и войско, и налоги на его содержание.

    -- Экономно, но неразумно, -- заметил Бредшо.

    --  Очень  разумно, -- возразил Даттам. -- Государь Меенун немало посулил войску, чтобы оно возвело его на престол, и боялся, что кто-то  посулит  еще больше.  Как  сказано  в официальной хронике, государь Меенун "умел отличать важное от второстепенного". Понимал: справедливый государь на троне  --  вот это важно, а одна-другая разоренная провинция -- дело второстепенное.

    -- И с тех пор в империи нет войска?

    -- Никакого! Только охранные поселения. Это что! При государе Иршахчане и тюрем не было, были только покаянные селения.

    Даттам помолчал, подправляя уздечку.

    --  Да,  сначала  слово, а потом толкование. Знаете, сколько тысяч жизней сохранил  доклад  о  несовпадении  объемов  понятий  "преступная  взятка"  и "добровольный  дар  признательного  труженика"  ?  Или,  например, в законах Иршахчана Второго сказано: Государь должен "менять высшие посты  каждые  три года".

 

Фотогалерея

Latynina Julija Leonidovna 32
Latynina Julija Leonidovna 31
Latynina Julija Leonidovna 30
Latynina Julija Leonidovna 29
Latynina Julija Leonidovna 28

Статьи




Читать также


Повести
Сазан
Ахтарский металлургический комбинат
Кавказский цикл
Поиск по книгам:


Голосование
Как Вы относитесь к литературному творчеству и общественной деятельности Латыниной?

ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту