Латынина Юлия Леонидовна
(неофициальный сайт писателя)
Вейская империя

114

каравана.

    Даттам глядел вдаль -- за ручеек, на садившееся солнце:  поля  утонули  в грязи,  деревеньки  дали  обет  вечной бедности, а их жители -- обет вечного невежества.

    Здесь можно было поверить Арфарре, что мир есть божье Слово,  и  сотворен богом, как доклад -- чиновником.

    Воистину  вначале вещи громоздились друг на друга, как слова в докладе -- вопреки пользе и здравому смыслу. Люди, однако, осторожно подчистили  ошибку в  слове"река" -- и реки побежали не к морям, а к дамбам. Люди переставили с места на место буквы камней в слове "гора" -- и получилось слово "город". Из параграфа о земле  они  повыкинули  слова  "осот",  "пырей"  и  "лебеда",  и получился параграф о поле. Люди обжили мир своим трудом, как обживают законы комментариями. А потом в ойкумену пришли варвары и вернули богу -- богово.

    Реки опять побежали к морям.

    Верхний  Варнарайн  был  знаменит  когда-то  своими  подземными каналами. Жители делали вино и оливковое масло, отсылали их по превосходным дорогам  в империю, а взамен везли рис и пшеницу.

    Варвары  обратили  города  в  леса, озера -- в болота, а каналы загубили. Зачем им были каналы? Они не понимали слова "обмен", они  знали  лишь  слово "захват".

    Теперь  они  выращивали на скудных полях пшеницу, полбу и ячмень. Вода из друга  стала  врагом  земли,  не  удобряла,  а  разрушала.  Почва  спела    и перезревала  за  несколько  дней,  и  чтобы успеть управиться с севом, горцы стали воевать с землей, как друг с другом. К мечу, с которым они выходили на поединок с полем, они приделали лемех и направляющую доску,  и  назвали  все плугом.  Но  даже плуг не управлялся с быстрым севом без лошадей. Чиновников крестьяне больше не кормили, зато  приходилось  кормить  лошадей;  чиновник, положим,  своего не упустит, но по бескормице выдаст государственного зерна, а лошадь, по бескормице, съест солому с крыши.

    Вместо общей воды у каждого была своя  лошадь,  и  поэтому  каждый  хотел иметь  в  общинном  поле  свою  полоску: с плугом было пахать тем легче, чем длинней была борозда. Межевые камни нарезали поля длиной узкой лапшой.

    Направляющая доска у плуга  была  справа,  плуг  поэтому  забирал  влево, полосы сдвигались, и начиналась свара.

    На  всех  полях деревни люди хотели иметь хоть хлыстик собственной земли. Они рады были таскаться с плугом за десять рек, лишь бы быть уверенными, что урожай на одной полоске земли окупит неурожай на другой,  и  что  соседи  их потеряют столько же, сколько они сами.

    Законы  их  отдавали  землю  в собственность крестьянину, и обычаи велели молиться межевым камням. Но варварские законы о собственности были хуже, чем вейские законы о справедливости, и власти над землей у варваров было меньше, чем у вейца над общинным полем.  Как  преступники,  которые  в  каменоломнях поворачиваются  на  нарах  по  команде,  так  и  горцы  на своих собственных полосках сеяли по команде общины одно и то же -- и  одновременно.  Никто  из них  не  сеял  лишку  и  не обменивал его, а человека, у которого урожай был слишком хорош, считали вором, укравшим духов урожая у соседа.

    А сеньоры? Сеньоры тоже не были  на  земле  собственниками.  Какой  смысл слабому  покупать  землю,  если  сильный  ее отнимет? И какой смысл сильному покупать землю, если ее можно отнять или получить от короля, как дар? И всем хороши бесплатные милости -- жаль только, что король не может  быть  стеснен своей милостью и может по закону отобрать землю обратно.

    Даже  право суда было такой же фиктивной собственностью. Разве это сеньор судил? Он только получал судебные штрафы, а судила община; сходились,  звали местного шамана и выясняли правду: отчего подохла корова, отчего выпал град? Тот тряс прутья и

 

Фотогалерея

Latynina Julija Leonidovna 32
Latynina Julija Leonidovna 31
Latynina Julija Leonidovna 30
Latynina Julija Leonidovna 29
Latynina Julija Leonidovna 28

Статьи




Читать также


Повести
Сазан
Ахтарский металлургический комбинат
Кавказский цикл
Поиск по книгам:


Голосование
Как Вы относитесь к литературному творчеству и общественной деятельности Латыниной?

ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту