Латынина Юлия Леонидовна
(неофициальный сайт писателя)
Вейская империя

166

- сказал один  из  чиновников,  -  когда  господин Арфарра наведет в столице порядок. А кто такой этот Киссур?

        - Я, - сказал господин Айцар, - видел этого человека,  когда  он  был заключенным в Архадане, и хотел иметь его у  себя.  Это  человек,  который очень высоко ставит свою свободу, и понимает свободу как право убивать. Но еще выше своей свободы он ставит, кажется, свободу государя. Потом у  него были нелады с госпожой Архизой,  и  еще  это  он  ограбил  государственный караван в горах и все роздал крестьянам.

        - А как ты думаешь, - спросил опять Ханалай крестьянина, -  от  какой вины пострадал бывший первый министр?

        Кто же, - сказал рассудительно крестьянин, - может это знать  издали? Разные бывают причины: с соседом поссоришься, или бес  позавидует.  Вот  у меня так же было: шурин мой плюнул нечаянно на корягу,  под  которой  была могила колдуна; колдун  обернулся  огненной  мухой,  сжег  склад,  который сторожил шурин, да еще устроил так, что шурина отдали под суд за  то,  что он в пьяном виде ходил с факелом под стрехой.

        Тут все  стали  обсуждать  опалу  господина  Нана  и,  надо  сказать, обсуждали весьма вольно. Дело в том, что года  два  назад  уважаемые  люди Харайна во главе с Айцаром хотели отпасть от государя,  но  господин  Нан, тогда еще столичный инспектор, усовестил их разговорами о благе  отечества и о том, что им трудно будет, взбунтовавшись, торговать с ойкуменой. А при реформах Нана, да  кассанданском  канале,  да  чахарских  рудниках  никто, конечно, и не думал о государственной измене.  Теперь,  с  опалой  первого министра, все изменилось. Во-первых,  нельзя  было  быть  уверенными,  что опальный министр будет держать язык за зубами о давнему заговоре:  а  если ему вышибут все зубы? Во-вторых, нетрудно было догадаться, что  Арфарра  и Киссур поступят с  богачами  в  провинции  также,  как  с  бунтовщиками  в столице. И если два года назад господин  Нан  отговорил  людей  от  лишней суеты, указав, что, отпав  от  империи,  вряд  ли  можно  рассчитывать  на большие торговые доходы, то теперь все наоборот: только отпав от  империи, можно будет продолжить торговать внутри Харайна.

        - Неужели Шаваш не смог его арестовать? - вдруг  недоверчиво  спросил Ханалай.

        - И как не смог! Мне рассказывали такой случай:  Яшмовый  араван  три дня ночевал у одного крестьянина. На четвертое утро он ушел, а днем хозяин полез в погреб и сломал себе руку. Вот к нему приходит  гадатель  -  агент Шаваша - гадает, и, желая повредить проповеднику, говорит: "На тебя  навел порчу недавний гость - уж не знаю, кто у тебя был". А  крестьянин  плачет: "Это мне за мои грехи! Три дня гостил у меня святой человек, и все три дня я думал: а не выдать ли его за деньги? Деньги, они ведь тоже нужны! Другой на его месте мне бы шею сломал, а этот - руку. Святой человек, святой".

        - Говорят, он хороший пророк, - сказал Мелия.

        - Яшмовый араван, - плохой пророк, -  сказал  Ханалай.  -  Он  только тычется в людей и говорит им, что добро, а что зло. А настоящий  пророк  - это тот, кто словами может превратить добро в зло, и наоборот.

        Наклонился с седла и отдал шепотом какое-то приказание.

        Так-то беседуя, они доехали до усадьбы. Наместник с господами  прошли внутрь, а крестьянину Ханалай дал золотой и велел провести на задний  двор и накормить.

        Наместник Ханалай был человек простой, неученый - как он сам говорил. Поэтому ему случалось часто делать ошибки в управлении, и когда ему на эти ошибки указывали, он их поспешно признавал и  исправлял.  Чиновники  очень любили наместника, который соглашается с замечаниями  подчиненных,  и  так уважает ученых. Народ обожал человека, который из справедливого разбойника

 

Фотогалерея

Latynina Julija Leonidovna 32
Latynina Julija Leonidovna 31
Latynina Julija Leonidovna 30
Latynina Julija Leonidovna 29
Latynina Julija Leonidovna 28

Статьи




Читать также


Повести
Сазан
Ахтарский металлургический комбинат
Кавказский цикл
Поиск по книгам:


Голосование
Как Вы относитесь к литературному творчеству и общественной деятельности Латыниной?

ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту