Латынина Юлия Леонидовна
(неофициальный сайт писателя)
Вейская империя

97

согласился с такими доводами.

        Следы беглеца, конечно, были затоптаны, и крестьяне  клялись,  что  в начале  пожара  из  управы    взлетела    яшмовая    колесница,    запряженная серебряными лебедями.

        В тот же день, однако, у деревенской харчевни Шаваш нашел зарезанного стражника. Но только через неделю, поразмыслив про арест  Арфарры,  и  про сплетни о госпоже Архизе, которую видели близ  сторожки  отшельника,  и  о молодом  разбойнике,  ограбившем  аравана  Фрасака,  и  жившем  при    этом отшельнике, и сличив приметы, он сообразил, что произошло, - и если  бы  в тот миг, когда он это сообразил, перед  ним  была  госпожа  Архиза,  -  он задушил бы распутную суку собственными руками, не считаясь с  неодобрением местного общества.

          9

        Шимана Двенадцатый, наследственный глава "красных циновок", все время боялся, что единоверцы будут упрекать его в жажде стяжания и в  том,  что, приобретая преходящее богатство, он вкладывает его в станки и  мастерские, а не тратит с пользой на милостыню и наслаждение. Ничего,  однако,  такого не наблюдалось: сектанты богатели, и  число  красных  циновок  возросло  в столице в десять раз, а в провинции Кассандане - в сорок три раза, так как владельцы мастерских давали работу в первую очередь единоверцам.

        Тут, однако, между "красными циновками" некоторые  стали  рассуждать, что нельзя изображать бога с помощью идола, поскольку бог нерукотворен,  а мир сотворен дьяволом. Притом  богу  вся  вселенная  мала:  как  он  может поместиться в куске камня? Так что тот, кто молится изображениям,  молится бесам.

        Шимана обеспокоился и послал разъяснения, что, поклоняясь картине, мы поклоняемся не изображению, а тому, кто изображен; что картина есть  книга для неграмотных и что мир бы обнищал без картин  во  всех  смыслах.  Новые учителя стали по поводу разъяснений злословить, и один из них рассказывал, что встретился с Шиманой, и Шимана ему сказал:

        - Ты, конечно, прав, но ведь мы все - ткачи и вышивальщики.  Если  не изображать на тканях зверей и  людей,  это  даст  невиданное  преимущество конкурентам.

        Проповедник этот был отъявленный лгун,  потому  что  Шимана,  хотя  и вправду думал именно так, ничего подобного  никогда  б  не  сказал,  да  и человека этого в глаза не видел.

        Сердце Шиманы затяжелело от беспокойства и от  общей  бессмысленности происходящего. Вот если бы эти новые проповедники,  "отвергающие  идолов", хотели бы отнять у него власть или мастерскую. Тогда все было бы  понятно. А тут что? Словно люди собрались посмотреть общий сон.

        По совету матери Шимана созвал собор.  Пришлось  потратить  деньги  в количестве, необходимом для обустройства двух новых мастерских  по  восемь станков каждая. Собор принял  предложенный  Шиманой  умнейший  компромисс. Постановили, что, с  одной  стороны,  Изображение  не  есть  то,  что  оно Изображает, и что всякая Вещь есть Зеркало, в  которое  глядится  Господь. Стало быть, в картинах самих по себе вреда нет.

        Но, с другой стороны, все зависит от способа, каким картина делается. Если изображение из камня, или из растительных красок, то оно  правомерно. Если же это вышивка,  то  человек,  который  ее  делал,  прокалывая  иглой изображения птиц и животных, приучался в душе к убийству.  Отсюда  вытекал компромисс: изображениям из камня и красок поклоняться,  вышивкам  -  нет. Индиго,  растительную  краску  использовать,  а  кошениль,  как  животную, запретить.

        Компромисс был умнейший потому, что Государь является народу в  белых одеждах, нешитых и невышитых, и самое страшное в новой ереси было то,  что "отрицающие идолов" отказывались кланяться изображениям  Государя.  Теперь же оказывалось, что как раз Государю

 

Фотогалерея

Latynina Julija Leonidovna 32
Latynina Julija Leonidovna 31
Latynina Julija Leonidovna 30
Latynina Julija Leonidovna 29
Latynina Julija Leonidovna 28

Статьи




Читать также


Повести
Сазан
Ахтарский металлургический комбинат
Кавказский цикл
Поиск по книгам:


Голосование
Как Вы относитесь к литературному творчеству и общественной деятельности Латыниной?

ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту