модернизации российских вертолетов, а Константин Цой предлагает Извольскому выкупить шахту за 50 млн. дол.
Военнотехническая выставка «Небо Сибири» длилась уже третий день, а президент России прилетел на нее только 30 июня.
В этот же день на выставку прилетел на личном самолете Вячеслав Извольский. Ирина осталась в Москве, вместе с дочкой, а с Извольским зато прилетела его двадцатилетняя сестренка. Майя. Майя училась за границей и порусски говорила с забавным гортанным акцентом: в Сибирь она приехала первый раз за последние десять лет.
Выставка проходила на военном аэродроме неподалеку от Черловска, куда со всей России серийные заводы и КБ притащили все, что летает и умеет при том стрелять.
На выставке было представлено около двадцати трех разработок, но бесспорными лидерами показа были две: оперативнотактический ракетный комплекс «Искандер», разработка коломенского бюро машиностроения, дальность полета – 280 км, точность попадания – до 0,5 м, и вертолет Ми28МХ, модернизированный, с клароловым покрытием и новым бортовым навигационным комплексом, разработанным КБ «Русская авионика», производство Конгарского вертолетного завода.
Третьей новинкой на выставке обещал стать МиГ148 «сапсан», совместная разработка Черловского авиазавода и ОКБ «Русское небо».
Формально и та и другая фирма принадлежали группе «Сибирь», однако в узких кругах шептались, что все разработки ведутся по прямому приказу Степана Бельского.
«МиГ– 148» был крайне амбициозным проектом. Он был задуман как боевая платформа пятого поколения: за счет нового двухконтурного двигателя Чепкина самолет был способен лететь со сверхзвуковой скоростью без форсажа, а управляемый вектор тяги позволял совершать маневры на закритических углах атаки.
Как и большинство МиГов, «МиГ148» «Сапсан» принадлежал к семейству легких истребителей: взлетный его вес без дополнительных баков составлял 22 тонны, однако дальность полета была довольно внушительной для легкой машины – 3500 км. Словом, философия, заложенная в эту машину, была полной противоположностью конгарской модернизированной вертушке. Пытались создать не старую дешевую машину для третьих стран, а принципиально новый – и дорогой – истребитель.
Однако именно изза амбициозности проекта МиГ был даже не сырой, а очень сырой машиной. Один только опытный образец стоил 18 млн. дол, но существовал пока в единственном экземпляре, без авионики, без привязки к вооружению, без опознавательной системы «свойчужой». Злые языки болтали, что это всего лишь дюралюминиевый макет, который и летатьто не может. Это было не правда: самолет поднимался в воздух около пятидесяти раз. Но он ни разу не был испытан по полной программе, а попытка испытать его поведение при выходе на закритические углы атаки кончилась злым плоским штопором, отказом одного из двигателей и тяжелой посадкой: шефпилот ЧАЗа, Михаил Рубцов, чудом посадил плохо управляемую машину на «малой тяге», – считай, и вовсе с заглохшим движком.
Все это были проблемы более чем преодолимые, рутинные, в сущности, – однако лет двадцать назад ни одно конструкторское бюро и не вздумало бы демонстрировать подобный полуфабрикат начальству. На авиашоу «сапсан» прилетел по прямому распоряжению Бельского, и вышло нехорошо.
Как уже говорилось, на машине стоял принципиально новый двигатель ЛА605, и нельзя сказать, чтобы двигатель был полностью отработан. В частности, при определенных, критических углах атаки возникал срыв потока во входной канал и происходил помпаж воздухозаборника, за которым следовал помпаж двигателя.
Температура газов за секунду могла возрасти от 150 до 250 градусов.
На сверхзвуковых скоростях (а у «сапсана»