плечами Нан, - если знаешь его
подноготную.
Шаваш устроился поудобнее.
- Да я не о сегодняшних исцелениях говорю, - тихо и вкрадчиво сказал
Шаваш. - Чудеса совершаются, по моим наблюдениям, бесцельно и громогласно.
А сейчас я впервые встретил чудеса незаметные и целесообразные. В этом
деле, Нан, есть много странных обстоятельств, которые для удобства можно
отнести к двум категориям.
К первой категории относятся как раз все мелкие и деловые чудеса. Как
это монахи нашли закопанный самострел? Чудом? Вот и они говорят, что
чудом... Как это они подслушали беседу аравана и судьи? Чудом? Вот и
араван посчитал, что чудом: он ведь не варвар и не кухарка, чтоб дать себя
подслушивать ни попадя где. И как же это монахи перечислили всех, кому
вздумалось в ту ночь бродить по монастырю? Хорошо, допустим, они наблюдали
за гостевым домом и видели, кто из него вы ходил. Но почему это они были
уверены, что больше никто гостевого дома не покидал?
Ну, хорошо, - продолжал Шаваш, - я готов поверить в ясновидение. Я,
признаюсь, видал ясновидцев, которые называли имена убийц: но я не видал
ясновидцев, которые называли факты. Вы согласны со мной, Нан?
- Нет. Вы напрасно считаете, Шаваш, что ясновидение подчиняется
логическим законам.
- Но оно подчиняется логическому закону, - в данном случае! И этот
логический закон гласит: дать следствию ровно столько фактов, чтоб
заставить его держаться подальше от монастыря! Пусть инспектор Нан
прыгает, как блоха на сковородке: благо поводов для этого более чем
достаточно. И здесь мы приходим ко второй категории чудес. Не много ли
всего свалилось на Харайн в этом году? В сущности, заговоры проваливались
только потому, что были слишком многочисленны. Горцы, разбойники,
предательство наместника, заговор Айцара... особенно заговор Айцара. С
каких пор желтые монахи вмешиваются в дела государства? С каких пор самая
смирная из социальных особей Харайна - теневой делец - пытается захватить
власть?
- Я понимаю, к чему вы клоните, Шаваш, - сказал Нан, - но Ир не
вмешивается в историю.
- И это мне говорит человек, который сам, своей рукой, уничтожил
показания об участии желтом монаха в заговоре? А откуда мы знаем, сколько
уже раз такие показания уничтожались? "И Ир был с ним", - разве это не
каноническая фраза об основателе империи, Иршахчане? Почему мы считаем,
что это только метафора? И почему эту метафору столь часто прилагают к
другим основателям династий? Все знают, что Ир вносит смуту в умы мирских
людей, оказавшихся с ним рядом. А почему, время от времени, скажем, раз в
сотни лет, не может он вносить смуту в умы всех провинций? Или смуту в умы
монахов? Отец Лиид рассуждает слишком странно для вейца, Нан, как будто
кто-то извне внушил ему эти мысли. А этот... отец Сетакет.... он говорил
со мной сегодня, запинаясь. Нан! Я вдруг понял, отчего! Он словно
переводил, и не мог отыскать соответствующих понятий!
- Что вы все-таки хотите сказать, Шаваш?
- Я не сказать хочу, я хочу спросить! Ведь у вас, инспектор, глаза и
спереди и сзади! Нан! Вы были в желтом монастыре, вы толковали с желтыми
монахами. Что это за люди? Почему их так много в этом году в Харайне? Что,
отец Лиид - это исключение или правило? Ведь вы тоже не верите в
ясновидение, Нан. Что они сказали вам такого, что вы тут же поверили их
словам о ночных прогулках гостей, и тут же - стали подозревать отца Лиида?
Я думаю, Нан, вы поверили, что этот желтый монастырь обладает силой,
и это недобрая сила.
И сегодня, Нан, когда я ходил вслед за процессией, я понял, что имеют
в виду,