Латынина Юлия Леонидовна
(неофициальный сайт писателя)
Вейская империя

99

чепуховину, и даже примиренно кивнул на прощание.

        - Вы и вправду думаете, что Ир у горцев? - спрашивал талисман.

        - Я не думаю, что горцы нуждаются в чуде,  чтоб  покорить  Харайн.  Я боюсь, что это Харайн нуждается в чуде, чтоб не быть завоеванным.

        Талисман фыркнул.

        -  Так  вот  зачем  вы  отправились  к  ветхам  в  одиночку?    Хотите организовывать чудо без просвещенных свидетелей?

        - Да. Маленькое чудо местного значения. Если, - с некоторым ужасом  в голосе прибавил инспектор, - убить императора Веи -  это  все  равно,  что проделать дырку в сите. А если убить князя Маанари, - это все  равно,  что проделать дырку в пузыре...

        Поля, деревенька,  опять  поля,  заброшенная  кумирня  под  громадным вязом, украшенным ленточками...

        Город ночью булькал, как казан  с  вздувающейся  кашей,  переполнялся теми, кто не знает, где найти ночлег, и теми, кто не знает, как  повеселей провести ночь, шкворчал мясом жареным и мясом потным, пах  благовониями  и отбросами. Деревни ночью спали, а бодрствовали  лишь  в  праздники,  когда вершились обычаи предков, заказавших весной и осенью обновлять мир.

        Руки  крестьян  работали  днем  и    ночью,    а    разум    их    отдыхал круглосуточно.

        "Разум мирских людей бывает трех  разрядов.  Есть  разум  императора, чтоб порождать все сущее. Есть разум чиновника, чтобы отдавать приказы.  И есть разум крестьянина, чтоб исполнять приказанное", - вспомнил Нан  слова написанного десять веков назад "Трактата о земледельческом искусстве".

        Воля  императора  наполняет  водами  реки  и  каналы,    а    чиновники указывают, где строить дамбы и  водяные  колеса.  Волей  императора  злаки растут из земли, а чиновники размечают поля и указывают, что на них сеять. А крестьяне имеют разума лишь на столько, чтоб исполнять предписанное. Они сеют, и жнут, и пашут, а про себя улыбаются  самонадеянности  государства. Кто не знает, что не одной лишь волей императора растут  злаки  из  земли, что есть и другие боги: свой у каждом дерева, свой у каждого места.

        Это только в городах оскопленная земля не  имеет  больше  животворной силы  и  делится  на  кварталы  и  дома;  редко  в  этих  домах  заведется привидение, а  как  заведется  -  так  горожане  сразу  зовут  монаха  его выгонять.  Это  в  городах  живут  упыри,  а    в    селах    живут    предки, неотчуждаемая, как дом и  сад,  собственность.  Редкого  духа  гонят,  ибо редкого духа нельзя приспособить в домашнем хозяйстве.

        И с  чиновником  то  же:  как  самого  злого  духа,  чиновника  лучше задобрить, чем прогнать.

        Да и разве много этим двоим надо?

        Предку в поле нужен первый сноп с урожая, в  лесу  -  передняя  левая лапка с первого пойманного зверька, в доме - первая ложка из котла.  Предки воздают сторицей, вращая гигантские водяные колеса под землей,  пропихивая каждое семя ростком, разукрашивая крылья  бабочек  по  весне  и  неустанно подавая в небесную управу ходатайства за живущих.

        Чиновники берут больше,  делают  меньше.  Но  когда  небесная  управа привередничает,  и  они  пригождаются:    чрево    государственных    амбаров распахивается  и  изрыгает  забранное.  Правда,  земля  дает  больше,  чем посеяно, а амбары - меньше, чем ссыпано: но ведь  никто  в  деревне  и  не сравнивает силу земли с силой государства.

        Но человек - жаден и нехорош. Расчистив делянку в лесу, он не делится ею с общиной, а несет чиновнику взятку, чтоб тот не замечал  расчистку.  А тот, кто лепит посуду лучше других, уже воображает, что этого  достаточно, чтоб не ходить в поле, и тоже дает взятку, чтоб его прописали больным  или стариком. И тот, у кого лишняя посуда, норовит уйти от общины и  чиновника в город; а тот, у кого лишняя

 

Фотогалерея

Latynina Julija Leonidovna 32
Latynina Julija Leonidovna 31
Latynina Julija Leonidovna 30
Latynina Julija Leonidovna 29
Latynina Julija Leonidovna 28

Статьи




Читать также


Повести
Сазан
Ахтарский металлургический комбинат
Кавказский цикл
Поиск по книгам:


Голосование
Как Вы относитесь к литературному творчеству и общественной деятельности Латыниной?

ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту