торговлей с горцами. Господин Айцар месяцами
пропадал в горах, и, надо думать, связей с тех пор не растерял...
Шаваш внимательно поглядел на собеседника. Что ж он: не знает о
баржах, пришедших в поместье Айцара из горского лагеря? Или знает и о
баржах, и о том, что Шавашу про баржи известно, и не хочет казаться
чересчур осведомленным?
- Формально айцаровы рудники - храмовые земли Шакуника, - продолжал
господин Нишен. - Заливными лугами они там, что ли, значатся... А когда
храм погиб, многое перешло к Айцару...
Господин Нишен явно хотел рассказать об Айцаре много интересного. Не
напрасно он, стало быть, водил дружбу с Митаком, управляющим Айцара. Древо
дружбы принесло плод познания, как любили официально выражаться в старину.
Храм Шакуника...
Шаваш кое-что знал о скандале, приключившемся в царствование покойной
государыни: хруст костей и денег; вещие сны; казенные удавки, выкупленные
скорбящими родственниками, и перстни с ядом-каркамоном, перстни, пахнущие
горьким миндалем: редкий сановник не носит их при себе, а стража не спешит
срывать их с дрожащих пальцев арестованного. Самоубийство настоятеля
провинциального храма было не самым эффектным эпизодом драмы, разыгранной
по приказу вдовствующей императрицы. Женщина с обычной патологической
жестокостью отстаивала от сына власть, на которую, в общем-то, не имела
никакого права.
Кончилось все дело тем, что монахов обвинили в том, что они подменили
наследника трона - барсуком. Казнили и подмененного барсука, и монахов.
Шаваш справился о подробностях: как именно удалось Айцару уцелеть и
преумножиться при скандале?
Но господин Нишен, похоже, все-таки не знал, что в точности случилось
двадцать лет назад, а недостаток своих знаний поспешил восполнить общими
рассуждениями.
- Народ, - сказал чиновник, - грязная скотина. Когда начинался мир,
народ сажал ровно столько, сколько надо съесть самому. И не будь
чиновников, которые требуют с него лишнего, он никогда бы лишнего не
сажал. И не было б тогда ни гробниц, ни статуй, ни изумительных дворцов,
ни книг, наполненных дивными словами, и все крестьяне ойкумены сидели бы,
как сырые варвары, у которых нет ни чиновников, ни искусств, ни наук. И в
древние времена зодчие и книжники были благодарны государству, понимая,
что выказывают себя великими благодаря дотациям государей!
Тут спустилась хозяйка и принесла пирог, украшенный орехами и
измышлениями из взбитых сливок. Шаваш подмигнул красивой хозяйке и ущипнул
ее.
- А теперь, - продолжал Нишен, - когда чиновники научили их
производить больше, чем надо, они жалуются, что чиновники забирают излишек
себе. Народились людишки, лезут во все щели, одним глазом подражают
чиновнику, а другим - ненавидят. Выйдешь на рынок, только и слышишь от
всякого сапожника: "Друг мой! Спеши сюда! Это мое удовольствие - оказать
вам услугу!" А на самом деле это ни что иное, как свинское притворство,
потому что чиновнику, действительно, доступны благородные чувства, а
сапожник делает сапоги не из стремления к добродетели, а ради собственной
выгоды.
Тут Шаваш подцепил с серебряного блюдечка пузанка с красным пером, и
запил пузанка теплым вином Харайна.
- А еще хуже люди вроде Айцара, - согласился Шаваш, - ссужают деньги
в рост, превращают крестьян в рабов, обирают народ.
- Ах, - сказал горько господин Нишен, - если бы они обирали народ,
это еще четвертушка беды! Но вот вы посудите: казна берет у крестьян масло
в зачет налога, перевозит и продает его за пять ишевиков. А Айцар продает
масло по три ишевика, и при этом никаких налогов не берет,