Латынина Юлия Леонидовна
(неофициальный сайт писателя)
Вейская империя

45

но мог заплатить.

        Сосед, дела которого шли лучше, предложил отцу Шаваша продать  землю. То есть не продать, по законам земля не  продавалась.  Но  древний  закон позволял нуждающемуся крестьянину усыновить преемника, который  при  жизни родителя возьмет на себя заботу  о  земельном  участке.  Нынче  о  богачах говорили: "Тысячи отцов сын".

        Усыновленный сосед не был ни особенно богат, ни особенно  злобен.  Но жалость жалостью, а пустую прореху своим лоскутом не зашивают,  -  у  него было пятеро здоровых сыновей, и Шаваш был на этой земле - шестой лишний.

        Смышленый девятилетний мальчишка и не стремился  батрачить  на  чужом участке: его манила столица.

        Шаваш был несколько раз с отцом на ярмарке, и его поразил  по-другому устроенный мир, инакое пространство рынка, где  на  нескольких  квадратных локтях горой навалено то, что производят, уныло и  оплошно,  мили  и  мили унылых полей и каналов, плещущих мутной водой, где каждый торговец  -  как волшебник из сказки, который умеет за одну ночь посеять, взрастить,  сжать и обмолотить урожай. Шаваш заметил, что в городе люде  ложатся  и  встают, повинуясь  не  солнцу,  а  своей  собственной  воле,  и  трудятся  не    по предписаниям деревенского сановника, издающего указ о начале сева, а  сами по себе.

        Шаваш видел, что лучшие сапожники, гончары и плотники  уже  уходят  в город, и в день усыновления покинул отчий дом. В его  котомке  лежали  три кукурузных лепешки да украденный в храме амулет.  В  ней,  разумеется,  не было разрешения на выход из общины -  разрешения,  стоившего  либо  денег, либо унижений.

        К несчастью, не один Шаваш мечтал о столице.

        Было время, когда за высокими стенами Верхнего Города, который  тогда был еще просто "городом", стояли казенные дома чиновников и казенные цеха, где работали по справедливым, определяемым в управах ценам,  потомственные ремесленники. Было и прошло.

        Было время, когда вокруг  Верхнего  Города  рос  Нижний.  Он  рос  из ремесленников, ушедших из деревни, мелких торговцев, держателей гостиниц и прочей  почтенной,  квалифицированной  публики,  имевшей  свидетельства  о выходе из общины и зарабатывавшей лучше,  чем  в  деревне.  Прошло  и  это время.

        Нижний Город переполняли  толпы  нищих,  не  находящих,  а  то  и  не желающих искать работы. Документов у них не было, и юридически  эти  людей не существовали. Поэтому государство не кормило их, как кормило  крестьян. Они  пробавлялись  случайными  заработками,  незаконными  промыслами,  или питаясь от щедрот многочисленных монастырей. Храмовыми землями еще кое-где правили законы даровой экономики, где кормление  нищего  приравнивалось  к кормлению бога. Но чем ближе был храм к городу - тем больше  соблазняли  и его городские рынки, некоторые же храмы, наоборот, пользуясь большей,  чем частные лица,  безнаказанностью,  норовили  стать  банками  и  финансовыми корпорациями.

        Города из центров управления превращались в центры производства, а из центров производства - в центры недовольства. Шаваш очутился на самом дне. Веселые девицы  посылали  его  с  записочками  к  клиентам;  они  норовили заплатить за поручение жарким поцелуем, но мальчик  неизменно  добывал  за услугу лепешку или монетку; толстые рыночные торговки давали его товар для постоянных клиентов и узнавали от него о приближающихся проверках; не одна воровская шайка положила глаз на шустрого мальчишку  и  прикармливала  его поручениями. Но Шаваш выполнял лишь мелкие  просьбы  и  умел  стушеваться, когда речь шла о серьезном деле; связи Шаваша были весьма обширны,  но  ни одна связь не превращалась в зависимость, и жилось Шавашу голодно.

        В городе Шаваш выучился грамоте. Он  слушал  глашатаев,

 

Фотогалерея

Latynina Julija Leonidovna 32
Latynina Julija Leonidovna 31
Latynina Julija Leonidovna 30
Latynina Julija Leonidovna 29
Latynina Julija Leonidovna 28

Статьи




Читать также


Повести
Сазан
Ахтарский металлургический комбинат
Кавказский цикл
Поиск по книгам:


Голосование
Как Вы относитесь к литературному творчеству и общественной деятельности Латыниной?

ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту