А какую пользу
приносят басни Ктесия?
К л е а р х. А если найдется грек, который заставит эти басни приносить
пользу и соблазнит свое войско пойти по следам Диониса и завоевать страну
чудес, где текут молоко и мед и на лугах растет жареное мясо? Ведь
действительно мало чести повторить подвиг Кира и покорить Ойкумену, и только
тот, кто завоюет страну чудес, превзойдет его.
М и т р а д а т. Это воистину греческая идея, и, клянусь Ахура-Маздой,
она того же рода, что и платоново "Государство". Согласись, однако, что
покорить область несуществующего, с одной стороны, хотя и возможно, но
нежелательно, а с другой -- хотя и хорошо, но невозможно.
x x x
Клеарх и Митрадат явились в Вавилон в месяце ассиядия, а в Вавилоне в
это время было первое тибету, оно же тридцатое кислиму. Там в календаре
первый день и день последний едины, так что время как бы не прерывается и не
движется.
Вавилон -- город удивительный и странный, где не только дома, но даже
сады и письма, вернее, деловые обязательства устроены из глиняных кирпичей,
а улицы похожи на коридоры. И женщины в нем не считают бесчестным отдаваться
за плату, а сам город не считает бесчестным отдаваться захватчикам.
Впрочем, предыдущие захватчики города, ассирийцы, исчезли без следа, и
никто даже не помнил имени их столицы. Оставили, однако, много надписей, где
рассказывали, как лишили поля голосов людей и радостных восклицаний и
сделали их пустыней, населенной зверями. Вообще надо сказать, что каждый
народ в меру своих сил уподобляет мир своему представлению о стране
обетованной; и ассирийцы, видимо, тоже слыхали о стране женщин --
виноградных лоз и стремились устроить эту страну под боком: отрубали головы
и привязывали к лозам, и цари любили отдыхать в таких садах. Люди, вероятно,
это были слабые, ибо никак не могли приспособиться к хозяйствованию и
добывали средства завоеваниями.
Следующие владыки города, мидийцы, хозяйствовали наподобие ассирийцев и
тоже пропали бесследно, причем даже надписей не оставили.
Большая часть города была построена во время кратковременной его
свободы Навохудоносором и его преемниками. Царь этот до того любил
строительство, что сам носил на голове корзины с камнями, а в надписях своих
не стеснялся говорить, что воевал, защищая ливанские кедры,, необходимые
постройкам. Он обвел город тремя стенами, подобными плотинам, и устроил
плотины так, чтобы в случае нападения превратить Вавилон в остров посреди
моря. Так, на воду и камень, а не на мужей надеялся город-женщина.
Кир, захватив город, обошелся с ним, по обыкновению, милостиво, и
поэтому вавилоняне считали, что персы не пропадут без следа подобно прошлым
завоевателям. Он сделал Вавилон одной из своих столиц и поклонился Мардуку.
При Камбизе дела пошли хуже: это был человек невоспитанный и как-то
явился в дом новогоднего праздника, куда царь вступает в льняном плаще и
льняном тюрбане, с копьем, с мечом и в эламской одежде; при Дарии -- лучше;
а при Ксерксе совсем плохо, потому что вавилоняне взбунтовались, и Ксеркс
наказал город страшно: умертвил жреца Мардука, увез золотую статую Мардука в
двенадцать локтей высотой и лишил город значения царской столицы. Каналов и
жителей, по персидскому обычаю, не трогал.
Вскоре по прибытии Клеарх бродил по городу в простом платье и увидел
девушку в одежде, похожей на башенку. "Красавица, где ты живешь?" -- спросил
он. "Проводи меня до дому -- узнаешь".
Они пошли и дошли до стены, по бокам которой было две башни, похожие на
одежду девушки. Девушка вошла в дверь и велела ждать, пока она не