Латынина Юлия Леонидовна
(неофициальный сайт писателя)
Вейская империя

269

собирались  в  большие войска, которые можно одолеть; они были неистребимы, как воры или партизаны. Единственное,  на  что  хватало  их  сообразительности,  так это производить налеты, тщательно планируя их, как коммерческое предприятие.

    Поэтому-то Арфарра приказал арестовать корабль  со  звериной  мордой  без колебаний,  как  сажают  в  карантин  разносчика  чумы,  хотя понимал, что в королевстве этим арестом не преминут воспользоваться все его противники.

    Потом, ближе сошедшись с Ванвейленом, Арфарра,  решил,  подобно  Даттаму, что  люди эти -- не военные дикари, а жители городка вроде Кадума. Наивное и слепое восхищение народовластием, простодушная уверенность в том,  что  там, где    не  господствует  толпа,  человек  не  может  быть  свободным,  полное отсутствие исторических знаний и забавное, характерное для молодого  городка противопоставление народовластия и империи. Как будто они не могут прекрасно сосуществовать,  как  будто Кадум или Ламасса не служили, сохранив все почти демократические вольности, Золотому Государю, как будто империя не оставляла таким городам все их обычаи: обычай магистров устраивать народу празднества, и снабжать зерном народ во время голода, и строить за свой счет  корабли;  и городские  народные  собрания оставались, на тот случай, если богачи захотят от обычая уклониться.

    Но когда Ванвейлен сказал: "У меня в стране, во всяком  случае,  интересы богатых и бедных совпадают", -- Арфарре стало страшно. Да! Их родина не была обычным  племенным полисом: один рыжий, другой белокурый, третий сморщенный, серенький.

    Их  родина  не  была    государством:    они    слишком    почитали    частную собственность. Но все на свете повторяется, и их страна тоже -- уже была.

    Тринадцать  веков  назад  города  прибрежных  Розовых  Гор  были обычными муниципиями, где народ радовался  демократии,  получал  бесплатный  хлеб  от добровольно  жертвующих имущество богачей, и отнюдь не спешил расширять круг граждан, участвующих в дележке.

    В одном из прибрежных городков, Ланухе, богачи оказались слишком  сильны, чтобы  согласиться на бесплатные раздачи, -- и слишком слабы, чтобы отказать народу. Они объяснили народу, что бесплатный хлеб можно получить не от своих собственников, а от  чужих.  Так,  из  желания  бедняков  получить  хлеб,  и нежелания богачей его отдавать, родились победоносные армии города.

    Город  вдруг  нашел выход из порочного круга, мешавшего обычной муниципии увеличивать число граждан. Гражданство теперь  давалось  не  избирателям,  а солдатам  --  и не демагогами, а военачальниками. А те были заинтересованы в увеличении  числа  солдат.  В  войне  Город  нашел  безотказный    социальный механизм,  который  позволял  увеличивать  и  увеличивать делимый гражданами общественный пирог.

    Город подчинил половину ойкумены  и  наконец  сам  подчинился  неизбежным общественным    законам.  Военные  методы  управления  провинциями  кончились военными    методами    управления    самим    Городом.    Военачальники    Города провозгласили  себя  императорами  по  образцу  Северной  Веи:  и двести лет боролись  друг  с  другом  империи  Города  и  Северной  Веи,  различные  по происхождению  и неотличимые друг от друга, пока, обессилев, не пали жертвой народов моря.

    Но начало господства Города было чудовищным.  Труды  его  историков  были полны  жалобами  на  безумства народного правления и жадность богачей. Целые провинции отдавались на  откуп  частным  лицам.  Миллионы  рабов  умирали  в частных поместьях, -- потому что нет иного способа сделать частное хозяйство прибыльным.

    Богачи  скупали  земли,  но  ускользали  от налогов, -- бедняки продавали земли, но продолжали значиться податнообязанными... А первые

 

Фотогалерея

Latynina Julija Leonidovna 32
Latynina Julija Leonidovna 31
Latynina Julija Leonidovna 30
Latynina Julija Leonidovna 29
Latynina Julija Leonidovna 28

Статьи




Читать также


Повести
Сазан
Ахтарский металлургический комбинат
Кавказский цикл
Поиск по книгам:


Голосование
Как Вы относитесь к литературному творчеству и общественной деятельности Латыниной?

ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту