Латынина Юлия Леонидовна
(неофициальный сайт писателя)
Вейская империя

253

Дом понемногу превращался в  замок.  Стена защищала,  однако,  не  столько  от  неприятеля, сколько от постановления об аресте, и не столько от постановления об аресте, сколько от народного гнева. Стена шла по берегу озера, а  на  другом  берегу  шли  склады,  красильни  и несколько длинных красных амбаров с прорубленными окнами: шерстяная фабрика.

    Работа  кипела.  Завод  шипел  и  вздрагивал,  как мягкое звериное брюхо. Умирала в реке отравленная анилином рыба, и свалявшаяся пена билась по краям отмелей. В цехах плавала шерстяная пыль, разъедая руки  ткачей  и  лишая  их мужской  силы,  и  близ  шипящих чанов с мездряным клеем бабы с распаренными глазами шлихтовали нити основы, а Даттам, запершись с молодым изобретателем, обсуждал небывалую штучку, -- проект станка, который будет  работать  не  от силы человека, а от силы пара, наподобие старинной игрушки, известной еще со времен пятой династии.

    Здесь    находилось    одно    из    последних    звеньев  затеянной  Даттамом производственной цепи. Первой было королевство, где  только  и  могли  пасти овец  и лам, -- в империи всякая попытка согнать крестьян с земли, превратив ее в пастбище,  неминуемо  окончилась  бы  одним  из  страшных  крестьянских бунтов, за которым последовали бы оргвыводу сверху (раз крестьяне бунтовали, значит  их обидели!), да и населены варварские горы были не в пример реже. А затем -- империя, где искусные ремесленники превращали привезенную шерсть  в разноцветные  ткани.  И  --  центр  всей этой цепочки -- Даттам, Даттам, без которого гигантское колесо фортуны -- шерсть -- деньги --  шерсть  соскочило бы  с  оси и завертелось впустую. Глупые сеньоры в диких горах Варнарайна не знали бы, что делать с таким количеством шерсти, а ремесленники  империи  не знали бы, откуда взять сырье.

    Над  красным  заводом  висело знамя: лама, а на ламе тюк с ее собственной шерстью. По утрам туда собирались люди в одеждах монастырских послушников.

    Надо сказать, что ремесло ткача  всегда  было  причастно  чародейству,  а Даттам  и  вовсе  распускал  слухи,  что  Заводы -- заколдованное место, что постороннему туда нельзя, как под землю,  и  что  красный  глаз  на  потолке доносит, как люди работают.

    Это действовало: были такие, которые отказывались от самоубийства, потому что  все  равно Даттам разыщет их у свояков в подземном царстве и приведет в амбар обратно.

    Только здесь Ванвейлен мог воочию оценить  всю  страшную  мощь  храма,  и лично Даттама.

    Храм возрос еще лет двадцать назад на том, что в стране, лишенной частной собственности,    он    стал    единственной  внегосударственной  огранизацией, дававшей деньги в рост и осуществлявшей, благодаря множеству местных храмов, платежи между провинциями.  В  стране,  где  скопленное  подпольным  богачом состояние  не  переходило  по  наследству к сыну, храм гарантировал передачу наследства, если и отец, и сын становились монахами. Бывало и так, что  храм спасал имущество арестованного, записав его задним числом в монахи.

    Здесь,  в Варнарайне, после того, как экзарх разрешил все, что можно было разрешить, не плюя прямо в глаза законам  Иршахчана,  хозяйство  храма  было организовано с леденящей, пугающей душу четкостью.

    Все  земли на тысячи шагов вокруг были куплены шакуниками, но эта покупка была произведена столь хитро, что налоги, причитающиеся с владельцев  земли, по-прежнему  уплачивались  старыми  хоязевами.  Эти-то бывшие хозяева, чтобы взять деньги на уплату налогов за землю, которая больше им не  принадлежала, и нанимались работать в храмовые мастерские.

    Финансовая  мощь  храма  была  огромна.  Даже  здесь, в Варнарайне, самой надежной монетой были  не  бумажные  деньги  империи  и  не  новые  золотые,

 

Фотогалерея

Latynina Julija Leonidovna 32
Latynina Julija Leonidovna 31
Latynina Julija Leonidovna 30
Latynina Julija Leonidovna 29
Latynina Julija Leonidovna 28

Статьи




Читать также


Повести
Сазан
Ахтарский металлургический комбинат
Кавказский цикл
Поиск по книгам:


Голосование
Как Вы относитесь к литературному творчеству и общественной деятельности Латыниной?

ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту